Не имей сто рублей.
Рецензия на фильм «Социальная сеть»
Фильм «Социальная сеть» вторая яркая работа после «Пиратов силиконовой долины»,
которая приоткрывает историю становления крупных воротил IT-пространства, людей
, ставших легендами и миллиардерами. Путь их был не прост, а методы – далеко не
всегда честны, ибо в бизнесе невозможно быть овечкой, а необходимо быть волком,
или как принято говорить, акулой, и жрать тех, кто стоит на пути, а таких всегда
достаточно. Мы видели, как молодой Билл Гейтс успешно использует и продает чужие
идеи, купленные дешево или попросту заимствованные. Видели, как Стив Джобс
цинично использует людей, выжимая из них результаты, и как устраивает почти
настоящие побоища между отделами ради повышения духа соперничества. А теперь мы
видим, некоего обозленного на мир талантливого изгоя Марка Цукерберга, который
делает почти то же самое, потому что для достижения цели все средства хороши…
Фильм получился довольно динамичным. Надо отдать должное сценаристам,
прописавшим весьма увлекательные диалоги. Действительно, чем еще может
захватывать повествование о компьютерном черве, в котором нет никаких погонь и
приключений, каких то особенных мест и событий, и даже любви нет. С любовью
режиссер Финчер и его команда полностью разбираются в первые же 5 минут, выдав
при этом потрясающий диалог спора самовлюбленной, хамоватой нимфетки и довольно
неглупого парня, способного парировать нелепые выпады на лету. Может быть Финчер
этим лукавит и льстит настоящему Цукербергу, запуская историю его успеха с
несчастной любви, тем самым облагораживая что ли его порыв подняться из низов,
мотивируя его стремление, в процессе которого он будет топтать многие принципы.
Но, откровенно говоря, выглядит это маловероятно, зато честный и нелицеприятный
эпизод о том, как будущая легенда обливает грязью обидевшую его девчонку в сети,
этот позорный ср…ч радует своей правдивостью. Такое происходит сплошь и рядом.
Вообще, Финчер не щадит своего героя, раз за разом обнажая его слабости и
откровенно низкие стороны характера. При этом режиссер все же создает образ
чрезвычайно умного и прямого в своих поступках человека, не совершающего
подлости исподтишка, но просто перешагивающего препятствия на своем пути, даже
если это его собственные друзья.
Конечно, фильм нельзя принимать за правдивую биографию. В погоне за динамикой и
легкостью повествования, авторы нередко добавляют ярких красок выдумки и иронии,
а подчас и попросту замыливают нити истории, перепрыгивая «невыгодные» его
эпизоды. Скажем, в самом начале, где нам так живо и задорно показывают, как Марк
взламывает местные сервера, выкачивает сотнями фотографии студентов и создает
онлайн игру «выбери лучшую» среди женских фоток. При этом весь софт пишется в
едином порыве вдохновения, на коленке и оконном стекле, с бутылкой пива для
поддержания полета музы… А у любого даже начинающего программиста непременно
возникнет вопрос, а каким образом товарищ гений автоматически рассортировал
сотни фотографий на мальчиков и девочек, перед тем как «девочек» вставить в
игру? Подобной программы не существует в принципе, а те разработки что есть,
могут представлять собой сложнейшие алгоритмы, которые могут работать только со
специально подготовленной базой изображений. Так неужели простой и
фантастический скрипт был написан тоже на коленке?.. Один это момент логически
рушит весь эпизод к чертовой матери. Такого просто не могло быть вообще, все
было как то иначе... Но неужели мы и правда надеялись увидеть, как люди
становятся миллионерами? Легенды должны оставаться легендами…
Приятно и интересно видеть актерскую игру Джесси Айзенберга, который здесь
срывает с себя амплуа героя молодежных комедий («Оборотни», «Добро пожаловать в
Зомбиленд»). Но мне подумалось, что в этой роли весьма органично бы смотрелся
Джейсон Биггз, - парень, который «трахал пирог». Во первых, это удачное
портретное сходство, убедитесь на фотографиях (на рисунке). Во вторых, Биггз
тоже явно заигрался в глупых молодежных «ржалках» про трудности
сексуально-переходного периода, но, как мне кажется, способен играть очень яркие
драматические роли. В тоже время, во внешности и манерах этого актера больше
обаяния и мягкости, что сделало бы его героя более человечным, более искренним.
У Айзенберга же образ получается жестким, бескомпромиссным, а потому холодным и
не вызывающим сочувствия. Как бы то ни было, персонажу приходится вовсе не
сладко, и он упорно трудится и добивается невиданного, но в фильме мы видим лишь
самоуверенного подростка, которому плевать на окружающих потому, что он лучший.
Мы мало видим его за работой, зато постоянно наблюдаем, как он своими броскими
фразами вводит в ступор видавших виды юристов, и вообще ведет себя по принципу
«в гробу я вас всех видал». С другой стороны, наверное, это его логичный ответ
миру, который не хотел его знать и принимать даже в студенческие клубы. По сути, герой поступил так: вы меня не принимали в свои клубы, ну так я создал один свой, в котором вы будете все! К тому же, это учреждение оказалось еще и чрезвычайно выгодным бизнес проектом, и наш герой, кроме удовлетворения морального получил еще и возможность, возвысившись над другими, высокомерно и демонстративно отвернуться от всех. Собственно, поступил ничем не лучше того, как поступали с ним самим. Однако, к чему это все привело?..
Слоган фильма «Социальная сеть» звучит как «Нельзя завести 500 миллионов друзей,
не нажив ни одного врага», однако, следую понимать тут определенную иронию. Вся
штука в том, что все происходит ровно наоборот: главный герой своими стараниями
теряет единственного друга, и наживает множество врагов и завистников. Да, он
становится невероятно богат, но что он получается за свои деньги? Можно ли
купить за деньги друзей, настоящих друзей? Миллионы знают его имя, но кому он
нужен как человек? Здесь открывается та проблема современного общества, которую
можно назвать коммуникативным парадоксом. В наш век высочайшего развития
информационных технологий, мобильной связи, быстрого, беспроводного Интернета,
социальных сетей, чатов и клубов, люди становятся все более одинокими.
Настоящее, живое общение заменяется виртуальным суррогатом дружбы, флирта,
любви… В социальных сетях у каждого не один десяток или сотня «друзей», но кто
из них друг по настоящему? Да и с кем можно толком подружиться, если чаще всего
видишь перед собой не человека а маску, фальшивку, аватар? Люди все больше
ограждаются от реальной жизни в своих безопасных домиках-гробиках сетевого
пространства. За монитором вроде бы как в танке, но что удивительно, даже и там
могут обидеть! А вот подружиться, найти внимание, понимание или любовь – гораздо
сложнее. Негатив и зло распространяются быстрее скорости сети, а такие
драгоценные понятия как дружба и любовь – их не купишь за бонусы, и не
приобретешь нажатием кнопки «добавить в друзья».
О каких 500 миллионах друзей идет речь? Это просто горькая насмешка авторов.
Герой абсолютно одинок. Он сидит в пустом зале, где ему недавно в очередной раз
перемывали косточки, перед ноутбуком, пусть даже самым дорогим, но мертвым, и
нажимает единственную кнопку F5 - обновить страницу. Быть может, кто-то напишет?
Быть может, добавит в друзья та симпатичная юристка, что вышла за дверь и
осталась лишь анкетой на странице фейсбук?..
Обновлю как и я страничку, может написал кто сообщение…
ноябрь 2009г