В тихом омуте...
Рецензия на фильм «Дорога перемен»
КОРОТКО: блеск драматургии
ЧТО ХОРОШЕГО : крышесносящая игра актеров и выдержанность стиля
Не могу не написать об этом фильме, как о примере высокого класса постановки и
актерской игры.
Сам не ожидал! )
Режиссер Сем Мендес уже показал свое мастерство в постановке эмоциональных
диалогов, скандалов и истерик в «Красоте по-американски». И роман Ричарда Йейтса
«Revolutionary Road» оказался как раз тем полем где можно было как следует
разгуляться с подобными сценами. Пишут , что роман типа подсунула Мендесу его
жена – Кейт Уинслет, в расчете на главную роль. В таком случае она здорово
угадала и с ролью и с мужем-режиссером, потому как это именно его стезя, истории
подобные этой.
Название «Дорога перемен» имеет двойное значение – это улица где живут герои
истории и тот трудный путь на который они пытаются выйти, чтобы бежать от скуки
провинциальной. Впрочем, не так там все однозначно, с этой «скукой»…
Вообще, главное в фильме это две вещи режиссерское чувство стиля, который он
твердо и устойчиво держит до конца и актерская игра.
Стиль подразумевает неспешное, полусонное действие в провинциальном городке,
типа как в той рекламе сыра, где само время замирает. Ничего особенного как бы и
не происходит, никаких погонь, драк, перестрелок ))), но в тоже время драма,
которая разыгрывается там оставит равнодушным только мертвого. Настоящее
действие происходит именно в яростных диалогах и выяснениях отношений героев.
И вот тут актеры просто «жгут»!
Актерский состав интересен «ожившей» парой из «Титаника» плюс замечательной
актрисой Кети Бэйтс, которая тоже там «тонула».
Однако если там она играла волевую, непотопляемую мадам, и такие роли типичны
для ней, например в последнем «Дне, когда Земля остановилась», то здесь по
настоящему круто видеть её в ином амплуа – этакая наивная , провинциальная
тетушка. Играет она здорово.
Вообще Кети Бэйтс - из той драгоценной плеяды актеров , которые могут сыграть
кого угодно. Таков уж класс.
Майкл Шеннон, играющий её полусумашедшего сына настолько ярок, что был выдвинут
на Оскар за роль второго плана.
Лео Ди Каприо восхищает. Он одинаково «легко» и естественно справляется и с
редкими комическими моментами и с просто убийственными сценами истерики. Такого,
мне кажется, он еще не делал ни в одном фильме.
Один Бог знает, что скрывается за этой «легкостью». Настолько он естественно
вписывается в каждую сцену, в каждую реплику, мимикой, интонацией…
Кстати, это именно тот случай когда фильм желательно смотреть в оригинале, или
по крайней мере в закадровом переводе, чтобы был слышен оригинальный текст.
Потому, что нелепо и мечтать, о том что мастерство дублятора может заменить
мастерство актеров в этом в фильме.
Я смотрел в оригинале, с англ. субтитрами. Это вовсе не значит , что я хорошо
знаю английский, мне на это потребовалось два дня. )) Но оно того стоило. Ведь
один Лео с его «случайными» оговорками и запинками это целый калейдоскоп
впечатлений. Глядя на такого актера понимаешь, как все таки непросто быть
НАСТОЯЩИМ актером, не таким как некоторые наши новые русские, блин , актеры.
Но именно эти «случайности», нюансы интонации и просто надрыв в голосе его героя
Френка вряд ли передадут вам даже очень талантливые дубляторы, или предадут уже
по-своему, не по Ди Каприовски, а по сергей-петровски (любое совпадение с
реально существующим Сергеем Петровским случайно).
Редкое исключение, та фраза из «Титаника», когда смущенный Джек перед рисованием
говорит Розе, мол ложись «на кровать…то есть на диван». Этой оговорки не было в
сценарии, но она так гармонично вошла в сцену, что режиссер Камерон решил её
оставить.
Но это капля в море прекрасной актерской игры.
И это кстати еще один повод учить английский. ))
Отдельное спасибо Кейт Уинслет. Честно говоря, к ней я относился с легким
сомнением, как к удачливой, но случайной звезде «Титаника», потому, что
«Титаник» - это прежде всего режиссерская заслуга, и кто бы то ни было мог бы
сняться у Камерона и стать тут же «звездой» даже качек с акцентом Арнольд
Шварценеггер.
Однако, признаю, что пожалуй был не прав, и возможно у Уинслет до сих пор не
было столь великолепной возможности раскрыться как актрисе. Тем не менее в
отличии от Кети Бэйтс, Уинслет все же не актриса на все руки…то есть роли. Её
амплуа скорее этакие стервозные дамочки с милым личиком, готовым в момент
окаменеть в пристальный взгляд и сжатые губы…
Она здорово справляется. Это очень близко к жизни, знаю не понаслышке, так как и
у меня была подобная девушка…)) Подозреваю, что и романист Ричард Йейтс писал
столь точно этот характер вовсе не понаслышке, но сам был «на шпильке», бедняга.
Однако Мендес прав в том, что не вовсе не стоит на стороне мужа Френка. Он вовсе
не «идеальный» муж, похаживает налево с хорошенькой сотрудницей и прочее. По
этому до самого конца трудно принять чью то точку зрения, все вовсе не так
однозначно - «плохие - хорошие», все гораздо сложнее и глубже.
Конечно, есть претензии к излишней вычурности образа Эйприл, то слишком любит,
то слишком ненавидит. Но метафорически это очень ярко и узнаваемо.
Не пропустите этот фильм.
ноябрь 2009г