Дорого...
Рецензия на фильм «Мученицы»
Постараюсь быть очень краток в изложении сути в двух словах, ибо суть в
следующем: дорого продают.
Точнее, дорого продают нам авторы этого фильма свой куцый, приземленный сюжетец.
Не стоит всего этого сомнительного замысла столько литров крови и столько
килограммов человеческого мяса.
Отношение к хоррору может быть разное. Прежде всего, это жанр призванный пугать,
держать в напряжении. Зритель предупрежден – не любишь не смотри, а кто хочет
напугаться – пеняйте на себя. Тут все средства хороши, а самое сильное средство
– нет, это не цифровые монстрики, не смешные чебурашки-зомби, это изображение
издевательств над живыми существами, людьми например.
И чем серьезнее это делается – тем страшнее. А если к этому добавить еще и
толику стиля (в стиле тут не откажешь, и кадр и звук, все на высоте), а если еще
и капельку философии – то уже начинаются совсем серьезные разговоры о таком
кино. Это вам уже не треш, это вам уже арт…
Какую же философию продают нам авторы «Мучениц»? Какую же мотивацию они
вкладывают во весь тот кошмар, что предлагают лицезреть? Когда здоровенный мужик
избивает хрупкую девушку, и делает это методично старательно, как на службу
ходит, какая логика во всем этом таится?
Постараюсь не спойлерить, оказывается все дело в особом состоянии сознания,
возможности расширить его границы и постичь тайны мироздания… Возможно, даже
ответить на ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Жизни, Вселенной и Вообще…
Об этом нам с воодушевлением расскажет престарелая мадам, показывая занятные
картинки изувеченных, но еще живых людей. Ради этого создан целый коллектив,
сообщество приверженцев метода, с мощной инфраструктурой и финансированием.
Та же мадам, правда, обмолвится, что видения могут быть разные: от мертвых
девочек «а-ля звонок», до насекомых под кожей и прочей фигни… Не приходило ли в
голову мадам, равно как и авторам фильма, что видения Иного Мира вполне могут
быть из той же серии, что и насекомые, и воспаленный мозг мученика вообще очень
сомнительный механизм для приема и анализа достоверной информации?..
Кстати, о видении Иного Мира… Как то совершенно не удивляет, что у авторов
хватило фантазии лишь на то, чтобы нагло скомуниздить пару метров достойных
кадров из достойного фильма «Фонтан», в остальном же все творческое вдохновение
ушло на поливание актеров кровью и кормление зеленоватой дрянью.
Собственно к этому и подошли, вся суть, вся философия этого садизма свелась к
сомнительному видЕнию и убогой, откровенной разочаровывающей концовке.
Я ценю выразительность в кино, я могу понять необходимость жестокости и насилия
на экране, но только в том случае, если это действительно ЗАМЫСЕЛ, а не гулькин
нос.
О какой философии, о какой глубине пишут некоторые рецензенты? О том, что все мы
под Богом и лишь избранным можно его увидеть при жизни? Ради этого нужно резать
по живому и вбивать скобы в кости? Ради этого нужно выливать на зрителя весь
этот котел бессмысленного насилия и называть это искусством?
Дорого продаете свой мусор, господа авторы. Простите, но я не верю, что это кино
со смыслом. Стиль есть, кадр есть, музыка есть, напряжение есть. Страшно и
больно за героиню, но что нам предлагаю как решение? Кучку безмозглых богатеев,
которые ждут хороших новостей о загробной жизни?
А почему они не ждут прозрения о курсе акций на ближайшие годы, или о
суженых-ряженых для себя или детей-родственников, или еще чего–нибудь
практичного? Если уж задавать вопросы, то разгуляться на полную катушку. Ради
такого можно строить камеры пыток по всему миру, проводить опыты и спрашивать,
спрашивать, спрашивать…
Но бреду можно увидеть Рай или Ад, луга и сады, чудищ и демонов,... не кажется
ли тем сектантам вероятной альтернатива попасть вовсе не на солнечный лужок с
ангелочками?
Мадам, видимо, нет, ибо она принимает незамедлительное решение, которое и станет
той новостью, которую все ждут…
Итак, значит все было не напрасно, все эти мученицы, к этому приводят нас авторы
фильма? Ответ получен, цель достигнута?
Да, цель достигнута. Снят очередной бессмысленный, варварский фильм. Фильм
взволновал общественность, и в этом весь фокус. А секрет фокуса я вам сейчас
поведаю…
Есть такой простой и эффективный метод, по которому снимаются дешевые трешаки:
берется злодей, или группа злодеев-маньяков, и на протяжении фильма им
предоставляется полная власть, безнаказанность и возможность истязать в кадре
других людей. Желательно, без малейшей надежды на спасение у жертвы.
Все.
Просто, не правда ли?
Так сняты и Хостел, и Забавные игры, и Девушка напротив, и Груз 200…
И чтобы там не пытались говорить о замысле подобных фильмов, основной костяк –
именно в этой методе.
Можем ли мы говорить здесь об искусстве?..
Пара слов об искусстве.
Искусство – прежде все великое мастерство создавать нечто ИСКУСТНОЕ. Это дар и
талант, развитый упорным трудом, делать нечто недоступное большинству людей.
Писать прекрасную музыку, или картины, снимать великое кино… При этом авторы
проявляют свое наработанное мастерство и опыт и используют методы, также вовсе
не простые и творчески оригинальные.
Если же метод примитивен и прост, как типичный клубный диджей меняющий
пластинки, если замысел столь низок и осуществим даже посредственностью - о
каком искусстве речь?
Даже если это Балабанов, Хайнеке или некий Паскаль Ложье?
Господа режиссеры, не стыдно ли вам заниматься подобной мерзостью?
март 2009г