Лучший мир.
Рецензия на фильм «Начало/Inception»
КОРОТКО: виртуозная и захватывающая приключенческая головоломка
ЧТО ХОРОШЕГО: сильное и качественное кино
Прежде всего, хочется порадоваться, что все-таки случается на свете и
справедливость. Я прекрасно помню, как узнал режиссера Кристофера Нолана:
довольно давно, когда еще, страшно сказать, по телевизору тихо и не заметно проходил
фильм "Memento" - "Помни". Эта необычная лента потрясла меня своей сложной
концепцией и филигранным исполнением. Снятая за копейки, она тем не менее
выявляла огромный потенциал создателя и оставалось лишь сожалеть о дефиците
бюджета и о том, что не всегда талант и финансирование идут рука об руку. Но
время шло, Нолана заметили, и вот наконец талантливый автор имеет все
возможности для создания мощных, дорогих картин, где есть место для реализации
самых сложных замыслов в замысловатых визуальных и звуковых формах. Отрадно, товарищи!
Порадуйтесь вместе со мной.
Теперь я хочу обратится к тем редким странным зрителям, которые имеют
обыкновение читать рецензии перед просмотром - не читайте дальше. Дальше будут
спойлеры, ибо рассказывать без них больше не о чем. Основная фишка картины,
которая и сносит крышу - это именно виртуозное построение многоуровневой фабулы
сна, со смещением восприятия времени и синхронизацией точек возврата... Что, уже
сложно? Сложно и интересно! Нолан не даром так долго, около 8 лет, работал над
сценарием и дожидался своего часа - такое на коленке не накидаешь, задумка
поистине грандиозная. И если вы еще не смотрели фильм, то этот абзац для вас
последний. Смотрите кино, вникайте, обалдевайте, и ждем вас на обсуждении.
Приятного просмотра. Да, чуть не забыл! Обязательно посетите туалеты заранее,
фильм длится без малого 3 часа, так что...
Ну а теперь поговорим о фильме. С самого начала "Начало" было обречено на
сопоставление с культовой "Матрицей", как любой другой фильм о виртуальной
реальности. Вся штука в том, что шедевр Вачовских поистине многогранен и
фактически исчерпал тему одним мощным залпом. Теперь любые супертрюки в виртуале,
это "как в матрице", солдаты и армии - как "агенты смиты", методы подключения и
контроля за резидентами - напоминают нам все тоже. По сути, после "Матрицы"
стало наивно эксплуатировать саму идею. И даже тот момент, что речь идет не о
компьютерной модели, а о куда более мощном креативном инструменте - человеческом
мозге и магии сна, не отменяет те шаблоны, что наложила эта дьявольская
"Матрица".
Тем не менее, смелый режиссер Нолан взялся за проект, который потенциально мог
бы свергнуть это главенство Нео и его друзей в кино-виртуальном мире. Компоненты
взяты самые отборные: авантюрная история идеального преступления - раз,
бесконечные возможности визуального и трюкового - два, завораживающая концепция
управления снами - три, мощный актерский состав - четыре. И конечно же, главное
- оригинальный, крыше-сносящий нолановский сценарий, очередная головоломка с
вариантами ответов.
Общая сюжетная линия была бы очень проста: ребята проникают в сон и разыгрывают
там некий спектакль, дабы убедить жертву в своей правоте. Но не таков режиссер
Нолан, он выстраивает сложную, многоуровневую, вложенную структуру, где действие
происходит внутри сна, который сам есть сон внутри верхнего сна, со своим
собственным действием и так далее. Это позволяет естественным образом вести
сразу несколько параллельных действий, где герои тонко взаимодействуют между
собой на нескольких параллельных реальностях подсознания. Но и этого мало!
Структура усложняется еще и смещением восприятия времени, которое течет по
разному для героев... Примечательна и бесконечная лестница, знаменитая по
гравюре М.Эшера "Подъем и спуск" (на картинке ). В общем, полный фарш пространственно-временных
парадоксов всего лишь на основе идеи сна.
Сложная концепция и мастерская реализация. Чего же еще надо? В вину фильму часто
ставят именно его архитектурную скупость. Что мол он прекрасный пример
математического построения, но в плане духовном - увы подкачал. Что единственная
и навязчивая драматическая линия Кобба и его жены Мол - лишь очередной
формальный икс в нолановском уравнении. Я бы хотел лишь напомнить, что "Начало"
-это не мелодрама, а эффектный приключенческий фильм, и на мой взгляд,
количество драмы там тонко выверено. Куда более автора занимают хитросплетения
его матрешечного мира, и именно им уделяется основное время, а не выяснениям
отношений супругов. Ну неужели, кто-то и правду хотел бы, чтобы тут начали
разыгрывать греческую трагедию с прологом и эпилогом? Проблема Кобба и его жены
взята лишь настолько, насколько необходима для внесения решающего фактора в
сюжетный контекст: Кобб терзает себя виной ее гибели, она вторгается в его
сознание, это мешает ему создавать собственные сны, это дает ему уверенность в
том, что "внедрение" возможно, и это дарит нам в конце сильную сцену последнего
диалога, где Кобб предпочтет-таки реальный мир миру своих терзаний.
Также часто твердят о плохой реализации мира сна. Мол, такие невероятные
возможности - а на выходе пшик, сновидение обыкновенное как сама реальность,
ничего фантастичного... А ведь "в сказке можно покататься на луне, и по радуге
промчаться на коне"... Остается только догадываться, каким местом рецензенты
смотрели фильм. Ведь именно согласно замыслу преступления во сне, жертва не
должна догадываться, что это сон. Сам Кобб напоминает Ариадне о том, как трудно
бывает понять, что спишь, и лишь после пробуждения понимаешь, насколько все было
странным. На этом и построен принцип внушения, создать достоверную реальность.
Поэтому, следуя идее, Нолан показывает нам мир сна таким, каким его воспринимает
человек забывший, что он спит - т.е. реальным. Там нет супер героев и летающих
домов, "со слоненком" там можно "подружиться", но товарный поезд выезжает в
центр улицы, вспахивая асфальт, лишь тогда, когда что-то идет не по плану.
Нолану приходится следовать этому правилу для построения логичной конструкции, и вслед
за этим допущением приходится вводить все новые правила, за которыми порой
трудно уследить. Поэтому убийство во сне приводит к пробуждению, поэтому раны не
залечиваются - в этом мире нет супергероев, он спроектирован особым образом.
Впрочем, супер способности все же есть - для тех, кто является автором сна. Не
даром на каждом уровне остается именно автор, чтобы защищать и контролировать
остальных во время их погружения дальше. Так на первом уровне это химик Юсуф,
мастерски ведущий микроавтобус под шквальным огнем, на втором - Артур, с
ловкостью паука прыгающий по вертикальным стенам, в третьем Имс, устроивший гонки
по снегам с моторизованной командой головорезов. По аналогии можно предположить,
что подобную роль сыграл и Кобб уже в "лимбо", где пробыл целую жизнь и научился
управлять этим миром.
Не обошлось, конечно, совсем без промахов. Например, если падение во время сна
служит таким мощным сигналом к пробуждению, то почему герои не проснулись, когда
микроавтобус с ними бешено вращался падая с обочины? Или в конце, когда показан
грандиозный момент последовательных пробуждений - почему герои окончательно не
проснулись, обнаружив себя падающими в воду все в том же микроавтобусе? Более
того, они выбрались на берег реки и... стали мирно дожидаться окончания действия
снотворного? А как же воинствующие "проекции", они больше их не беспокоили?
Многим не дает покоя "чемоданчик со шлангами". Не раскрыта в фильме технология
коллективного сна и все тут! В той же "Матрице", помнится, к этому вопросу
серьезно подошли - оснастили всех ребят нехилыми такими портами прямо в нервную
систему, куда вставлялись нефиговые такие штекеры... А тут - какие то трубочки
с браслетами? катетерами? Мне кажется, Нолан хорошо понимал слабость этого
момента и нарочито от него ушел. Ни слова, ни звука. Это то допущение, которое
нам всем придется принять и простить. Но я думаю - простить можно.))
Не понятно про дефибриллятор. Какую роль он вообще играет? Если аппарат
был лишь затем, чтобы дать сигнал в мире лимбо, то к чему было нагонять весь тот
ужас про лимбо, из которого "не выбраться", если достаточно совершить
традиционное "падение", чтобы очнуться от этого уровня? Так сделали Роберт и
Ариадна, совершенные новички, а не мастера, как Кобб. Но нет никакого смысла
пытаться свести все ниточки. Попросту, мы так потрясены фильмом, что забыли, что
это всего лишь изящный вымысел. Детальный, продуманный, изобретательный, но
вымысел, развлекательная неправда. Во всей этой истории и так столько
детализации, логики и творческого интеллекта, что можно простить и не такие простенькие ляпы.
На последок, хочу затронуть одну модную версию. Некоторые считают, что на самом
деле и реальность фильма была лишь сном Кобба. Что жена его действительно это
знала, и пыталась вызволить мужа, проникая в его сны и т.д. Думаю, что все-таки это
не так. Потому, что в конце фильма, в лимбо, состоялся очень важный диалог с проекцией супруги, где Кобб осознает, что это не его любимая. "Я не могу вообразить тебя во всей твоей сложности, твоей безупречности, твоем несовершенстве. Ты всего лишь тень. Ты лучшее, что я мог сделать, но все же, ты не достаточно хороша для нее." Сновидец признает, что он не Господь Бог, что лишь Ему подвластно
создавать прекрасные миры, а нам людям, следует жить и любить там, т.е. здесь -
в мире, созданном Им. И помнить, что в каких бы мечтах ты не витал, какие бы миры ты
не видел и не создавал, как ни парадоксально, это - лучший мир, потому, что
только здесь мы настоящие.
ноябрь 2010г