Высокоискусственный плевок в душу.
Рецензия на фильм «Забавные игры»
КОРОТКО: умышленное издевательство над зрителем.
ЧТО ХОРОШЕГО: откровенность режиссера в вопросе о том, какую хрень он нам
преподносит.
Вот некоторым режиссерам я просто благодарен! За их искренность, за то, что
единожды посмотрев их фильм, я уже не захочу смотреть их никогда. К таким
относится например Шьямалан-..напрашивается рифма, с его Шестым чувством и
прочим хламом. Исключением пожалуй можно назвать Знаки, где сцена улепетывающего,
насмерть перепуганного Мела Гибсона действительно способна вызвать ужас.
И вот Ханеке…
Сюжет фильма весь в описании. Ни добавить, не прибавить. Остается лишь весь
фильм смотреть, как двое симпатичных парнишек разыгрывают сцены издевательств и
убийств. На самом деле, фильм не лишен потрясающих моментов. ОН там есть. Целый
один. Это когда убив ребенка, парни покидают дом, а мать в шоке сидит у
окровавленного телика (запомните про телик) в ступоре, на в силах поверить в
случившееся, и эта сцена длится и длится, и не знаешь когда она кончится. Это
действительно сильный метод. Заставляет прочувствовать. Однако, суть фильма как
раз в том , что не спастись никому, и зритель должен это видеть. А садист –
паренек еще и обращается с экрана, мол вот оно как, а вы наверное ждете хаппи
энд, наивные? Умные критики, не то что я - дилетант, говорят, что мол тем самым
Ханеке ведет диалог со зрителем, рушит рамки экрана, за которыми уютно и
безопасно, выстраивает ситуацию полной безнадежности и т.п…. А еще, говорят, что
он мол протестует против насилия на экране, и бросает нам этот концентрат
насилия в лицо, высказывая, да это треш, НО ВЫ ВЕДЬ ЭТО СМОТРИТЕ!
Знаете что, приятели умные критики, ошибаетесь вы. Я это смотреть не буду – это
во-первых. А во-вторых – не надо судить по себе. Если по мнению Ханеке зрители
эта такая безмозглая, зомбированная масса, которая схавает любой мусор, то если
он и прав, - тогда протестуй не протестуй, сколько бы насилия не было на экране
– его не убавится.
Более того, именно насилие сейчас стало одним из самых эксплуатируемых жанров. Я
не говорю – востребованных. Именно эксплуатируемых, т.к. зрителю приходится
питаться тем, чем его потчуют нынешние продюсеры и режиссеры. Нет ну правда,
Ханеке, против кого ты протестуешь? Против самого себя и себе подобных,
снимающих Хостелы, Девушку напротив, Груз 200 и Забавные, мать их, игры? Кто
тому виной, что насилие льется с экранов, а телик и впрямь напоминает тот
окровавленный телик из твоего кадра-аллегории? Зритель наивен, зритель ждет
чего-то особенного, а на него выливают весь этот мусор, да еще и упрекают, а ты
ведь мол это все-таки смотришь? И с чего это вдруг злой старикашка так
решительно настроен против хаппи ендов? Кино – это сказка. Оно отражает реальный
мир, искажает его, фантазирует. Но это мечта, это грезы. В сказке есть место и
злому и страшному, но ради чего рассказывать сказку с дурным концом? Это убивает
в сказке всякий смысл.
А смысл всякого произведения культуры – это цивилизация, это мысль, это
моральные ценности, это борьба и достижение цели. И естественный смысл сказки -
это победа добра, это торжество разума и высоких качеств в человеке. Какое
послание может быть заложено в дурной концовке? Какая идея? Что не всегда все
сладко? Ну , спасибо огромное! Это величайшее открытие...
Правда в том, что ни один зритель не желал смерти этой несчастной семье, что
насилие на экране – это один из методов вовлечь зрителя, сделать его причастным
происходящему, вызвать в нем бурю протеста и негодования и прочувствовать то
торжество, которое наступает когда все-таки добро оказывается сильнее и сметает
с экрана всю эту мерзость и низость. И это развивает зрителя. Это дает ему заряд
созидательного настроения, и возможность почувствовать свои силы, эмоционально
пережить победу над злом, и знать насколько это естественно и правильно.
Хаппи енд – это не всегда обман. Это прежде всего надежда. В фильмах о войне
мало хаппи, но остается надежда. Правда в том, что зритель и сам уже против
насилия, терпит его лишь потому, что ждет этому конца, праведного гнева либо
осознания ошибок, либо подведения итогов и моральный урок… И что автор сделал?
Да плюнул всем в душу, показав пустой фильм с безыдейной концовкой. «Короче, все
умерли…»
Самое забавное, что через десяток лет, когда выпала возможность переснять
собственный же фильм для Америки, Ханеке берет и тупо кадр в кадр копирует
оригинал. Знаете, творчество(знаю не понаслышке) - это процесс все таки живой.
Это не ржавый гвоздь в крышке гроба, который и через сотню лет там же и
останется. Это постоянный поиск, и варианты, и решения, и развитие, и
совершенствование... Ах, Ханеке, самовлюбленный ты бездарь, неужели ты считаешь,
что твой фильм настолько идеален, настолько совершенен и безупречен, что его
надо только , ах, ЦИТИРОВАТЬ(!) словно гениальный афоризм, скрупулезно соблюдая
все вплоть до формы решетки на воротах усадьбы. Неужели за десять лет ничего не
шевельнулось в тебе и ты все так же уверен, что зритель все то же тупое быдло, в
лицо которому надо бросать это издевательство над светлыми чувствами и надеждами?..
Вобщем, дамы и господа, лично для меня режиссер Михаэль Ханеке умер..
ноябрь 2009г